Версия для слабовидящих

Возрастные нарушения произношения

Каковы же причины возрастных нарушений произношения?

  •  Подражание неправильной речи окружающих.
  •   Слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движения (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

 Многие родители имеют обыкновение говорить небрежно и в ускоренном темпе, ранняя слова как бы вскользь, мимоходом. Точно так же они разговаривают со своим ребенком. В этом случае ребенок оказывается полностью лишенным нормального образца для подражания и отставание в его речевом развитии здесь неизбежно. Кроме того он может усвоить и непривлекательную манеру речи своих родителей. Если же ребенок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например — картавое р), то он и следует именно этому образцу. Невнимательное, безразличное отношение со стороны взрослых к речи ребенка отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

 Для формирования звукопроизношения важное значение имеет моторика речевого аппарата – подвижность языка, губ. Для выработки правильных, полноценных движений существует артикуляционная гимнастика, которую вы можете выполнять вместе с ребенком перед зеркалом в игровой форме. Каждое из этих упражнений имеет свое название и дети с удовольствием будут заниматься с вами. Вот некоторые из этих упражнений:

  •   «Откроем воротца» — с улыбки широко открыть рот (5-10 сек.) и медленно его закрыть – 5 раз.
  •   «Трубочка» — губы в «трубочку», как при звуке «у» — 10-20 сек.
  •   «Улыбка» — оскал, видны 2 ряда зубов.
  •   «Трубочка, улыбка» — попеременно 5 раз.
  •  ​ «Накажем непослушный язычок» — улыбка, положить широкий язычок на нижнюю губу и, пошлепывая его верхней, произносить «пя- пя -пя».
  •  ​ «Блинчик» — подержать плоский, распластанный язычок на нижней губе от 5до 10 сек.
  •  ​ «Качели» — улыбка, широко раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу, затем на нижнюю 5 раз.
  •  ​ «Часики»- улыбка, выдвинуть язычок в перед , затем водить им из уголка в уголок рта «тик- так».
  •  ​ «Трубочка для языка» — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть в верх, подуть в получившуюся трубочку 10-15 сек.
  •  ​ «Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

 Каждое движение проводите четко, неторопливо, сравнивайте свои действия с действиями ребенка. Гимнастика не должна надоедать ребенку, следите, чтобы он не уставал. Желательно заниматься два раза в день по 5-7 мин.

 Следует обратить внимание на развитие фонематического восприятия – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию «п-б, к-г, х-к, т-д». Повторяйте с детьми парами слова, хорошо, если сможете подобрать картинки.

 Бочка – почка Точка — дочка

 Баня – Паня Там – дам

 Башня – пашня Кость — гость

 Балка – палка Кот — год

 Тачка – дачка Том – дом

 Попросите ребенка послушать предложения и исправить их:

  •  ​ Мы построили новый том.
  •  ​ У мамы маленькая точка.
  • ​ На деревьях распустились бочки.
  • ​ Возле магазина стояли пустые почки.
  •  В болоте квакает жапа.
  • ​ У мамы новая шупа.

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели

Педагоги